5041 Просмотров

Экономическая мысль Античного Рима

Экономическая мысль Античного Рима
к теме Экономика и экономическая мысль древнего мира

Экономическая мысль Античного Рима была нацелена, главным образом,  на оправдание рабовладельческого строя.  Поскольку главной сферой применения рабского труда в Античном Риме было сельское хозяйство, основная задача экономической мысли состояла в решении аграрных проблем, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.
Виднейшими идеологами римского рабовладения были Катон старший  (234—149 гг. до н. э.), Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) , Колумелла  (1 в. н. э.) и др.

Экономическая мысль Античного Рима
Катон старший

Марк Порций Катон старший был известнейшим римским государственным деятелем и писателем. Он досконально знал сельское хозяйство, поскольку сам был крупным землевладельцем, и первым в Риме разработал регламент проведения работ рабами на товарной вилле. Катоновская вилла имела полное собственное обеспечение всеми сельскохозяйственными продуктами и занималась выращиванием монокультуры на продажу, для обмена с городом на ремесленные товары. Катон считал, что из земледельцев выходят самые верные подданные и самые стойкие солдаты, а доход земледельцев является самым чистым. В целях получения высокой прибыли он советовал продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.

Функционирование рабовладельческого хозяйства Катон описал в трактате «О земледелии». Идеалом Катона было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуатации рабов (хотя он допускал также использование нерабского труда). Обобщив опыт ведения такого хозяйства,  Катон сформулировал целый ряд советов по повышению его (хозяйства) доходности. Руководить трудом рабов, по мнению Катона, должен особый раб-управляющий, главная задача которого — следить за исполнением приказов хозяина. Катон призывал всячески разделять рабов, сеять между ними раздор. В то же время для повышения продуктивности труда рабов он советовал использовать материальные и моральные стимулы. Он считал, что рабам не должно быть совсем плохо, а условия их жизни должны зависеть от того, насколько усердно они трудятся.

В трактате Катон дал подробные советы: как вести хозяйство, вести счет деньгам, хлебу, вину, маслу; как подсчитать, что продано, что взыскано, что остается, что есть на продажу. Трактат дает представление о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества.

Экономическая мысль Античного Рима. Варрон
Варрон

Марк Теренций Варрон  был авторититнейшим римским ученым-эциклопедистом и писателем. Он продолжил начатую предшественниками разработку проблем латифундийного хозяйства в трактате «О сельском хозяйстве». Этот трактат Варрон написал в зрелом возрасте, когда ему было уже 80 лет. Сельское хозяйство не было главным занятием его жизни (как, например, для  для Катона), поэтому при написании трактата он опирался на собственный опыт землевладельца и опыт «сведующих хозяев». Трактат «Сельское хозяйство», написанный Варроном для своей жены, состоит из трех частей: полевое хозяйство, скотоводство и «приусадебное хозяйство».

Варрон искал пути укрепления экономики в развитии не только земледелия,  но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Помимо сохранения натурального характера рабовладельческих латифундий, его работы были нацелены на повышение эффективности производства и  доходности латифундийного хозяйства.

Одним из главных предметов размышлений Варрона была проблема использования рабского труда. Хотя Варрон определял раба как говорящее орудие, труд самого раба он считал важнейшим фактором создания богатства хозяина. Решение проблемы повышения заинтересованности раба в результатах труда он видел в смягчении условий рабства. Телесные наказания он предлагал заменить лучшим питанием и одеждой. Кроме того, он рекомендовал хозяевам наделять рабов некоторой собственностью (пекулием), разрешать иметь семью. По мнению Варрона, раб с пекулием лучше работает в надежде накопить средства для выкупа, а наличие семьи у раба позволяет хозяину крепче держать в руках своевольных людей.

Луций Колумелла, известнейший римский писатель и агроном, является представителем экономической мысли Античного Рима периода упадка и разложения рабовладельческого строя. В своей работе «О сельском хозяйстве» он отмечал, что рабы не заботятся о высоких урожаях и плохо обрабатывают землю, поэтому их труд менее производителен, чем труд мелких свободных производителей. В связи с этим крупным рабовладельческим латифундиям Колумелла предпочитал мелкие земледельческие хозяйства, основанные на свободном труде.

Все вопросы темы Экономика и экономическая мысль древнего мира в следующих статьях:
Хозяйственное развитие в первобытную эпоху
Восточное рабство: общие черты и особенности
Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
Хозяйственное развитие Древней Греции
Экономическая мысль Древней Греции
Экономическое развитие Античного Рима

Экономические науки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *